Реализация ВФСК ГТО

Автор: | 9 ноября, 2025

«Реализация ВФСК ГТО в образовании – проблемы и их решение»

Автор: Галина Гафарова

Особую роль в организации подготовки к выполнению требований Комплекса ГТО отводят системе образования, которая, с одной стороны, является ведущим механизмом развития личности, с другой – направлена на удовлетворение интересов и должна отвечать всему социальному заказу в целом и развивая способности детей, в частности. Приоритет отдаётся сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитание физической культуры обучающихся — важный и весьма сложный элемент здоровье сбережения субъектов образовательного процесса. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителем, специалистами, медицинским персоналом, коллективом родителей.

Комплекс ГТО построен на следующих принципах:

  • добровольность и доступность предполагают осознанное отношение каждого гражданина к участию в мероприятиях комплекса ГТО, основанное на обеспечении государственных услуг населению при подготовке и выполнении нормативов и требований комплекса ГТО;
  • оздоровительная и личностно-ориентированная   направленность предполагает обязательную профилактическую и развивающую составляющую программ комплекса ГТО, которые отвечают индивидуальным возможностям и потребностям каждого человека при занятиях физической культурой и спортом;
  • принцип обязательного медицинского контроля предполагает обеспечение медицинского контроля на каждом этапе подготовки и выполнения нормативов и требований комплекса.

Школьный период времени – самый благоприятный для развития силовых способностей человека. За 10-11 лет пребывания ребенка в школе абсолютные показатели силы его основных мышечных групп увеличиваются на 200-500 и более процентов.

Величина прироста показателей, характеризующих выносливость, зависит от того, на каком уровне интенсивности работы они вычисляются. Различные показатели выносливости (общей, скоростной, силовой), хотя и меньшими темпами, у мальчиков продолжают улучшаться, также и в средних и старших классах. У девочек же при переходе от среднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц различных групп мышц.

Гибкость, наиболее интенсивно развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10-14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет, это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Задача учителя на уроке физической культуры обратить внимание на все физические качества, а также знания о физической культуре и спорте для того, чтобы подготовить учащихся для успешного выполнения норм и требований ГТО.

Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т. п.

Комплекс ГТО — один из тех средств, который служит для стимуляции всесторонней физической подготовленности школьников, является той формой, благодаря которой дети приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Но при реализации комплекса ГТО в образовании существуют проблемы, тормозящие реализацию комплекса ГТО в систему физического воспитания, а именно:

— низкий уровень физической культуры обучающихся, сформированный в условиях общества, семьи, и, как следствие, недостаточная мотивация к занятиям физической культурой и спортом;

— имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, ограничивающие участие в сдаче норм комплекса ГТО;

— отсутствие необходимой базы двигательных навыков по предлагаемым видам испытаний (плавание, стрельба, метание гранаты);

— недостаточная материально-техническая обеспеченность процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

Также, учащиеся отводят очень много времени подготовки домашних заданий по предметам и занятиях по доп. обучению. Учащиеся, порой не выходят даже на прогулки подышать свежим воздухом и немного размять мышцы.

Учитель физической культуры для решения этих проблем приглашает учащихся на онлайн-тренировки, онлайн мастер-классы, на которых учащиеся выполняют различные комплексы упражнений, разбирают правильность выполнения тех или иных движений, обсуждают нормативные требования.

Также важным решением проблемы в реализации комплекса ГТО является создание школьных спортивных клубов. В клубах должно быть лучшее оборудование. Больше всего популярностью у школьников пользуются мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, единоборства, шашки и шахматы.

Систематические занятия физической культурой и спортом путем мотивации обучающихся, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры являются выполнением задачи проекта «Спорт – норма жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *